Методические материалы для родителей / законных представителей
Методические материалы для родителей / законных представителей
Анализ отношений в семье
❓Хотите проанализировать отношения в семье за 3 минуты?
Предложите ребенку ответить на эти вопросы ????
1️⃣ Что тебе нравится в себе, что в себе ты считаешь особенным?
Вопрос о самовосприятии ребенка, чувстве самоценности.
✅ Все в порядке: Ребенок говорит, что он добрый, умный, уверенно называет свои таланты, черты характера или просто говорит: «Я хороший, потому что я — это я».
???? Обратите внимание: если ребенок связывает свою ценность только с похвалой родителей или говорит: «Не знаю, что во мне хорошего/особенного».
2️⃣ Что ты делаешь, когда тебе очень грустно или обидно?
Вопрос о степени доверия, эмоциональной связи с близкими.
✅ Все в порядке: «Иду к маме/папе», «Прошу помочь», «Рассказываю, что случилось».
???? Обратите внимание: «Сижу один в комнате», «Никому не говорю», «Я никогда не грущу».
3️⃣ Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты изменил в своей жизни?
Вопрос о мечтах и желаниях ребенка.
✅ Все в порядке: «Полетел бы в космос», «Сделал бы так, чтобы все были здоровы», «Пожелал больше конфет/игрушек».
???? Обратите внимание: «Сделал бы так, чтобы родители не ругались», «Изменил бы свою внешность», «Загадал бы, чтобы меня никогда не наказывали».
4️⃣Какие совместные занятия тебе больше всего нравится?
Вопрос о том, какие моменты связи особенно ценны для ребенка.
✅ Все в порядке: «Когда читаем книжки», «Когда гуляем в парке», конкретные совместные занятия.
???? Обратите внимание: «Мы ничего не делаем вместе», «Не знаю», отсутствие примеров.
5️⃣Какое правило в нашей семье тебе кажется самым важным?
Вопрос о том, как ребенок воспринимает семейные ценности.
✅ Все в порядке: «Говорить правду», «Помогать друг другу», «Во время ужина откладывать телефон».
???? Обратите внимание: «Не злить родителей и никому не портить настроение», «Делать все самому», «Не спорить со взрослыми».
6️⃣ Кому ты позвонишь первому, если случится что-то важное?
Вопрос о том, на кого ребенок полагается в критических ситуациях.
✅ Все в порядке: «Маме/папе», «Бабушке», взрослому члену семьи.
???? Обратите внимание: «Другу», «Учителю», отсутствие родителей в списке доверенных людей.
7️⃣ Что может сделать тебя по-настоящему несчастным?
Вопрос об источниках детской тревоги.
✅ Все в порядке: «Когда поссорился с другом», «Когда не получается что-то сделать», «Когда кто-то болеет».
???? Обратите внимание: «Когда взрослые злятся на меня», «Когда отбирают телефон», «Когда на меня кричат дома».
8️⃣ Бывает ли, что ты сильно боишься наказания дома?
Вопрос о чувстве безопасности ребенка в семье.
✅ Все в порядке: «Я не боюсь, просто это неприятно, когда тебя наказывают» или «Я не боюсь, но знаю, что за нарушение правил будут последствия».
???? Обратите внимание: «Я боюсь, что на меня будут кричать», «Я часто не хочу идти домой, когда делаю что-то не так».
9️⃣Что, по-твоему, значит быть хорошим родителем?
Вопрос о том, какие аспекты родительства важны для ребенка.
✅ Все в порядке: «Любить ребенка, Играть вместе», «Помогать, когда трудно».
???? Обратите внимание: «Не кричать», «Не бить», фокус на отсутствие негативных действий.
????Кто в нашей семье главный?
Вопрос показывает: как ребенок понимает семейные роли.
✅ Все в порядке: «Мама и папа», «Родители», «Взрослые».
???? Обратите внимание: «Я», «Никто, все делают что хотят», «Бабушка всеми командует».
Внимательно слушайте ответы: они могут многое рассказать о вашей семье и о том, как ребенок себя в ней чувствует ❤️
Некоторые ответы заставили задуматься? Это нормально! Каждая семья время от времени нуждается в поддержке и новых идеях для воспитания.
Как помочь дочери вырасти уверенной и счастливой?
Любить ребенка очень просто
Любить ребенка очень просто — это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Очень часто родители прямо сообщают ребенку, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…» .И ребенку нужны только эти три формы подтверждения любви…Когда он слышит, он чувствует и он знает, что вы его любите.
Необходимо обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении.
Но если родитель принимает ребенка, значит ли это, что он не должен никогда на него сердиться?»
Конечно нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. Существуют правила:
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Родитель говорит, что он любит ребенка, но ему не нравится его поступок или поведение…
Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
Сначала установите добрые, доверительные отношения с ребенком, а потом воспитывайте и требуйте от него, а не наоборот.
Заведите за правило – проговаривать ваши чувства и ощущения. Ведь в вашей семье происходят одни и те же события. Вы испытываете одни и те же чувства, так выскажите их, расскажите о них вашим детям и близким. И тогда будет очень просто любить своих детей…
Рекомендации родителям первоклассников с СДВГ
Рекомендации родителям первоклассников с СДВГ
Важным этапом в жизни ребенка является поступление в первый класс. Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), этот период может представлять некоторые трудности. Вместе с тем, с помощью правильного подхода и указанными ниже рекомендациями, родители могут создать благоприятную среду для развития и успехов своего первоклассника.
1. Разработайте ежедневный распорядок дня: Регулярный график обеспечивает организацию времени и помогает ребенку сосредоточиться на рутинных задачах. Распределите время на учебу, физическую активность и отдых, чтобы сбалансировать нагрузки и обеспечить возможность отдыха и разминки.
2. Установите четкие правила и ожидания: СДВГ обычно сопровождается трудностями в самоконтроле и приданием смысла правилам. Постарайтесь сделать правила понятными и конкретными для вашего ребенка. Используйте визуальные подсказки, например, доску с расписанием и правилами, чтобы наглядно представить ожидания.
3. Разделите сложные задачи на более маленькие: Дети с СДВГ могут испытывать трудности с долгосрочным планированием и выполнением сложных задач. Помогите своему ребенку разбить большие задания на более мелкие, более управляемые задачи. Это поможет разделить поток информации на более понятные части и сделает процесс учебы более эффективным.
4. Поддержите внимание ребенка: Дети с СДВГ часто испытывают трудности в контроле внимания. Создайте спокойную и безотвлекающую обстановку во время учебы, убрав лишние и соблазнительные предметы. Предоставьте возможность делать регулярные перерывы и переключать внимание между разными задачами.
5. Используйте разнообразные методы обучения: Для усиления внимания учебные материалы могут быть представлены в разнообразных форматах, визуальных или мультимедийных. Интерактивные уроки и игры могут помочь привлечь и удержать внимание ребенка. Приспосабливайте исходный материал под индивидуальные потребности ребенка, предлагая переработку информации в более понятной и доступной форме.
6. Сотрудничайте с учителем: Успешное развитие ребенка в школе требует сотрудничества между родителями и учителем. Общайтесь с педагогом о специфических потребностях ребенка и экспериментируйте с различными стратегиями, которые могут поддерживать его концентрацию и сохранять интерес к учебным задачам.
7. Поддерживайте здоровый образ жизни: Регулярная физическая активность, здоровое питание и достаточный сон помогут поддерживать лучшую эмоциональную и психическую работоспособность. Убедитесь, что ваш ребенок получает достаточно времени для отдыха и расслабления, чтобы снять стресс и подготовиться к новым учебным заданиям.
8. Общие рекомендации:
· проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
· избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
· повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
· выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
· для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
· не допускайте ссор в присутствии ребенка;
· оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
· во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером;
· помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;
· придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
· не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
· чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
· составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
· не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Рекомендации для родителей первоклассников с нежеланием учиться
- Поговорите с ребёнком на тему того,насколько он понимает материал,излагаемый на уроках. Одной из причин нежелания учиться,может быть то,что ребёнок просто не понимает материал,плохо запоминает его.Если обнаружилось непонимание материала у ребёнка,то родителям рекомендуется тренировать память и зрительное сосредоточение с помощью пересказывания небольших текстов,подчеркивания в тексте определенных букв.Например букв “а” или “о”
- Возможна такая ситуация,что у малыша сложились конфликтные отношения с учителем и\или он как-то его недолюбливает. В таком случае необходим честный разговор(без давления на первоклассника) с ребёнком,а в более серьёзных случаях и с самим учителем. Родителям необходим контакт со школой на период адаптации.
- Бывают ситуации,когда первоклассник сталкивается с буллингом и не хочет посещать занятия.В таком случае необходимо выяснить у ребёнка кто его задирает и обсудить это с учителем.
- Важно научить ребёнка выполнять не только то,что нужно,но и то,что необходимо.Для этого стоит провести беседу с малышом на тему желаемой и не желаемой деятельности,объяснив ему,что вторая также необходима,как и первая.
- Не стоит забывать объяснять ребёнку то,что ошибки это не плохо.Тут также поможет искренний разговор об этом
- Родителю стоит интересоваться критериями оценки первоклассников учителем и сопоставлять их со своими собственными.Очень важный момент – оценивание сделанной работы им самим и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
- Составляйте для ребёнка чёткий график для формирования произвольности поведения.Это может быть подробный календарь,где расписано что делает ребёнок по приходу домой.Например,пришёл со школы,затем покушал,затем сел за домашнее задание по одному предмету,сделал перерыв и тд.
- Важно создавать малышу зону ближайшего развития,моделируя ситуацию,где ребёнок сам выполняет определенную часть задания.Например,можно попросить ребёнка найти ошибки в задании,попросить его объяснить.
- Нежелание учиться у первоклассников может быть связанно с тем,что в школе учителя не создают ситуацию успеха,но это может сделать родитель.Например,можно сделать дневник достижений и записывать туда хорошие оценки,задачи,с которыми ребёнок справился сам,насколько самостоятельно ребёнок решил сесть за домашнее задание и т.д. Всё зависит от фантазии родителя! Поощрением могут быть не только деньги на карманные расходы,но также и совместные походы в развлекательные места.
- Не требуйте от ребёнка сразу многого,ведь для малыша,который только начал ходить в школу,учёба только начинается.Поэтому старайтесь систематически поддерживать,хвалить своё чадо,заниматься.
- При выполнении домашних заданий учитывайте индивидуальные способности ребёнка:утомляемость,скорость работы,усидчивость. При необходимости давайте ребёнку отдохнуть,развеять мозг.В комфортном для него темпе учеба для первоклассника с нежеланием учиться станет гораздо легче.
- Не давите на ребёнка с оценками и не требуйте от него идеальности.Требуя отличных оценок в ущерб отдыху и развлечениям,у первоклассника может сформироваться комплекс отличника,что не очень хорошо скажется в будущем Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственног
- о воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
Рекомендаций для родителей первоклассников с агрессивной коммуникативностью
1. Занимайтесь общением: Отведите время для общения с вашим ребёнком. Изучайте его интересы, играйте с ним в игры, задавайте ему вопросы. Большая часть агрессивного поведения в молодом возрасте проистекает из стремления заполучить внимание. Если вы будете уделять внимание своему ребенку, будьте честными и понимающими, это может уменьшить его агрессивные проявления.
2. Учите основам эмоциональной регуляции: Помогайте ребёнку научиться распознавать и выражать свои эмоции адекватно. Объясните ему, что все эмоции являются нормальными, но есть разные способы выражения. Научите его называть и описывать свои эмоции: грусть, злость, радость и т.д. Предложите ему позитивные способы справляться с отрицательными эмоциями, такие как рисование, спорт или разговор с друзьями.
3. Установите правила и границы: Установите четкие правила для поведения и говорите о них с ребенком. Объясните, какие действия считаются агрессивными и почему они неприемлемы. Будьте последовательными и настойчивыми в своем подходе к соблюдению правил. Поощряйте их выполнение, агрессивные проявления разговаривайте без обвинений, объясняйте, почему они неприемлемы и негативно влияют на других людей.
4. Обучение эмпатии: Развивайте эмпатию у ребенка. Помогайте ему понимать, как его слова и действия влияют на других людей. Попросите его представить себя на месте другого человека и подумать о том, как бы ему хотелось, чтобы другие обращались с ним. Научите ребенка опознавать эмоции в лицах и жестах других людей, чтобы он мог адекватно реагировать на них.
5. Создайте атмосферу открытости и доверия во взаимоотношениях с вашим ребенком. Агрессивные взаимоотношения в семье приводят к развитию высокого уровня агрессии у ребенка.
6.Чаще делитесь с ребенком своими чувствами, сомнениями и слабостями.
7.Не вселяйте в душу своего ребенка несбыточные надежды и не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
8.Позвольте вашему ребенку выражать свои негативные эмоции, но в приемлемой форме.
9.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
10.Будьте постоянны в своих требованиях к ребенку.
11.Используйте свой пример при развитии положительных качеств в ребенке.
12.Проявляйте уважение к педагогам вашего ребенка. Не критикуйте в присутствии ребенка действия его учителей, тем самым вы внушаете ему чувство неуважения к преподавателю.
13.Ребенок нуждается в вашем признании и понимании. Поощряйте его жестом, взглядом, ласковыми словами и т.д.
14.Критикуя, критикуйте поступок, а не личность.
15 Наказание должно следовать немедленно за поступком.Ребенок должен понимать, за что его наказали.
Важно помнить, что ребенок находится в процессе развития и постепенно осваивает навыки социального взаимодействия. С течением времени и поддержкой родителей он сможет научиться контролировать свою агрессивность и устанавливать конструктивные отношения с окружающими.
Краткое содержание аккордеона...
Содержание аккордеона...
Рекомендации для родителей первоклассников с ЗПР (эмоционально волевая сфера)
Рекомендации родителям первоклассников с ЗПР (эмоционально волевая сфера)
1. Не следует смотреть на ребёнка как на беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
2. Постарайтесь не предъявлять завышенные требования к ребёнку.
3. Внимательно относитесь к организации труда и отдыха ребенка, чтобы предотвратить снижение работоспособности, излишнюю утомляемость.
4. Проявляйте интерес к жизни, школьной деятельности ребенка.
Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса.
5. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребенку ориентироваться в социальных условиях среды.
6. Важно поощрять успехи ребёнка.
7. Ограничьте виды деятельности, возбуждающие ребёнка: посещение театра, приглашение гостей.
8. Не требуйте от ребёнка того чего он ещё не умеет.
9. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий.
10. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются к ребёнку.
11. Старайтесь самостоятельно заниматься с ребёнком по советам специалистов.
12. Оставайтесь всегда позитивными, создайте ребёнку комфортную атмосферу, радости от учения, стимулируйте его мотивацию к учению, но не сюсюкайтесь.
13. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
14. Ограничьте время подготовления к урокам до 1 часа.
15. Позвольте ребёнку свободное от учёбы время проводить как дошкольник.
5 советов родителям, чтобы их дети не потерялись в жизни.
???? По статистике, только каждый пятый подросток хотя бы примерно представляет, чего он хочет от жизни.
У остальных же детей нет ярко выраженных надежд, устремлений, целей.
Как такое может быть, если современный мир открывает тысячи возможностей?
Это раньше информация была доступна лишь единицам, сейчас все в открытом доступе — изучай, развивайся.
Раньше полученная профессия определяла твою жизнь на ближайшие 40 лет. Сейчас совершенно нормально не только менять место работы, но и пробовать себя в новых сферах деятельности, расширять свои профессиональные компетенции.
???? Кажется, при таком раскладе не может быть проблем с поиском своего места и самореализацией.
Но большинству нынешних подростков придется потратить не один год, чтобы устроить свою жизнь. И лишь единицы смогут добиться успеха.
Как помочь своему ребенку найти себя в меняющемся мире, чтобы он смог воплощать самые смелые мечты, получил признание и не пасовал перед трудностями?
⚡️ Позволяйте эксперименты
Пусть ребенок пробует разные увлечения и ищет то, что его действительно интересует. Пусть бросает секции, бегает из кружка в кружок.
Даже так в его голове остаются какие-то знания и навыки, которые могут пригодиться в будущем.
Если ребенка ограничить чем-то одним, он может никогда не узнать о своем призвании. Может, у вас растет археолог, который уже в десятый раз просит забрать его из нелюбимой секции футбола.
⚡️ Не заставляйте, а вдохновляйте
Принуждение может отвратить даже от самого интересного дела.
Поощряйте его за успехи, сами вовлекайтесь в процесс, чтобы он видел: вы рядом, вам тоже интересно, вы поддерживаете его.
⚡️ Не ругайте за ошибки
Пусть ребенок знает, что ошибаться — это нормально. Проигрыш — это лишь ступенька, а не окончательный результат. Он показывает, что нужно изменить, чтобы двигаться дальше и добиться успеха.
Не торопитесь сделать что-то за ребенка, важно, чтобы он сам прошел путь, набил свои шишки. Ваша задача — поддержать, посочувствовать и помочь сделать верный вывод.
⚡️ Учите замечать маленькие победы
Важно видеть ценность не только в результате, победе, но и в процессе, фиксировать промежуточные успехи и радоваться этому.
⚡️ Развивайте гибкие навыки
Как бы ни менялся мир, гибкие навыки всегда будут востребованы и помогут адаптироваться к любым изменениям.
Ремень - не метод воспитания!
О чем должны помнить родители, наказывая ребенка:
1. Ребенок заранее должен знать за какие проступки и какое последует наказание, в какой форме. (Санкции за нарушение правил!)
2. Ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят. И даже, будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
2. Дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических потребностей (нельзя наказывать лишением еды, сна).
3. Наказание должно носить оговоренный временной характер («ты лишаешься возможности играть на компьютере ровно на три дня»).
5. При наказании следует избегать оскорблений, критики, сравниваний с другими, более успешными.
6. Обсуждается только проступок, а не личность ребенка. При наказании исключено припоминание прежних проступков.
Методы «наказания» без применения криков и силы:
· Метод беседы или убеждения. В процессе беседы родитель разъясняет и аргументирует то. Как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения ребенка. Тон речи родителя при разговоре должен быть спокойным, уверенным, твердым.
· Метод штраф. За плохой поступок запретить, например, просмотр фильмов, сократить время прогулок, компьютерных игр, лишить излишеств и явств в еде, сладкого… Но ребенок заранее должен знать какой «штраф» и за какое «нарушение правил»
· Метод «заезженная пластинка». Нередко в ответ на свои требования, родитель получает массу отговорок и возражений от ребенка и вступает с ним в полемику, в результате чего не достигает своей цели и лишь теряет время. Не стоит вступать в объяснения и пререкания, а лишь спокойно, твердо и последовательно повторять свои требования.
Договаривайтесь со своими детьми,
определяйте их границы и правила с оговором «наказания» за их нарушения
– и у вас все получится!
Удачи вам!
Советы родителям по предупреждению детской агрессивности.
- Постарайтесь сохр
- анять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было, условий. Ребенок должен знать заранее за ЧТО и ЧТО будет.
4. Будьте последовательны в предъявлении последствий за проступки ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
7. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду кому-либо.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
· ребенка бьют;
· над ребенком издеваются;
· над ребенком зло шутят;
· ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
· родители заведомо лгут;
· родители пьют и устраивают дебоши;
· родители воспитывают ребенка двойной моралью;
· родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
· родители ребенку не доверяют;
· родители настраивают детей друг против друга;
· родители не общаются со своим ребенком;
· вход в дом закрыт для друзей ребенка;
· родители проявляют по отношению к ребенку излишнюю опеку и заботу;
· родители живут своей жизнью, в ней нет места их ребенку;
· ребенок не чувствует, что его любят.
Удачи вам, уважаемые родители!
Рекомендации для родителей по вопросам выявления поведения суицидальной направленности среди несовершеннолетних
ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
1.Психическое неблагополучие
- предшествующие попытки самоубийства; мысли о нанесении себе
вреда и продуманные планы совершения самоубийства;
- депрессивное состояние (сниженное настроение, тревожность);
- поведенческие и социальные проблемы; побеги из дома
- злоупотребление психоактивными веществами;
- проблемы с соблюдением дисциплины; случаи правонарушений.
2.Семейные факторы риска
-конфликты в семье и распад семьи; случаи насилия или жестокого
обращения в семье;
- алкогольная или наркотической зависимость членов семьи;
- социально-уязвимые группы населения (многодетные, малоимущие,
неполных семьи, семьи с детьми – инвалидами либо с родителями –
инвалидами и т.п.; семьи, состоящие на внутришкольном учёте.
3. События жизни
-крушение романтических отношений,
- неспособность справиться с трудностями учебной программы;
- случаи жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;
Маркёры суицидального поведения
- Устное сообщение: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я
больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне
волноваться», « Мне нельзя помочь». «Я так больше не могу», частые
разговоры о суицидах, сбор информации о способах суицида.
- Невербальное информирование: активная предварительная подготовка к
выбранному способу совершения суицида (приобретение лекарств, хранение
отравляющих веществ).
Внезапное, без видимой причины, завершение планов, символическое
прощание с ближайшим окружением; примирение с давними врагами;
помещение своей фотографии в чёрную рамку).
- Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление
признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния; чувство
одиночества («меня никто не понимает», «я никому не нужен»), внезапная
смена эмоций, потеря перспективы будущего.
- Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе,
более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное; стремление
к рискованным действиям, отрицание проблем.
- Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних
заданий; стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
Рекомендации родителям:
1. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже
самым незначительным обидам и жалобам. Обсуждайте. Открытое
обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Попробуйте найти
совместно выход из ситуации. Напомните ребёнку о значимых для него
людях.
2. Подчеркните временный характер проблемы, используйте взгляд из
будущего. (Нет ситуации, которая со временем не казалась
неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да»). Используйте прием
взвешивания (что сегодня плохо, что сегодня хорошо).
3. Попробуйте довести до абсурда (показать, что в данный момент
происходит сгущение красок, накручивание). Используйте свой
имеющийся опыт в решении проблем, рациональное внушение
уверенности.
Материалы подготовлены с использованием методических рекомендаций «Суицидальное
поведение несовершеннолетних ( профилактические аспекты)» - авторы д.м.н, профессор
Б.С.Положий , д.м.н, профессор Е.В.Макушкин, д.м.н, профессор Е.Б.Любов, к.м.н.,
старший научный сотрудник Г.С.Банников ФГБУ «Национальный медицинский
исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского» Министерства
здравоохранения Российской Федерации
Топ идей, как с пользой провести время в телефоне
С помощью правильно подобранных онлайн-ресурсов можно сделать каникулы не только интересными, но и полезными для ребенка.
Собрали для вас несколько идей, как использовать телефон во благо, для развития и расширения кругозора ребенка.
???? Создаем, а не потребляем
Пусть ребенок заведет свой блог, где будет делиться наблюдениями, открытиями, разными «интересностями», которые случаются с ним летом.
Можно делать обзоры книг, игрушек, мультфильмов. Рассказывать о местах, куда ездил вместе с родителями. Снимать веселые ролики с домашними питомцами или деревенскими животными.
✨ Визуализируем мечту
Кем хочет стать ваш ребенок? В интернете много информации об этих профессиях. Например на сайте «Проектория».
Также в сети можно найти эфиры с представителями профессий, слушать интервью. Вместе подумать, какие навыки надо развить и какие знания получить, чтобы устроиться на такую работу.
???? Развлекаемся с пользой
Есть интересные площадки с онлайн-экскурсиями по музеям и галереям, рассказами о тех местах, где хотел бы побывать ребенок.
???? Расширяем кругозор
Вот подборка интересных сайтов:
— «Арзамас» – лекции по истории, искусству и науке в увлекательном формате.
— «ПостНаука» – статьи и видео о современных исследованиях.
— «Приключения Чевостика»– огромный охват тем: от древнего мира до полета на Марс, от насекомых до динозавров, от физики до истории Эрмитажа.
5 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС УВАЖАЛ И СЛУШАЛСЯ
Проверьте, следуете ли вы этим правилам.
1️⃣ Давать ребенку высокий уровень поддержки. Демонстрировать безусловную любовь и веру в него.
2️⃣ Прислушиваться к ребенку, уважать его мнение и давать выбор.
3️⃣ Позволять ребенку выражать любые эмоции, учить их правильно проживать.
4️⃣ Устанавливать четкие границы и правила в семье через обсуждение с ребенком.
5️⃣ Давать ребенку самостоятельность и свободу там, где он может справиться сам.
☝️ Такой подход к воспитанию еще называют авторитетным. Ребенок признает авторитет взрослого, слушается его, «принимает правила игры» — но не из страха или беспомощности.
Истинный авторитет родителя формируется только по собственному желанию ребенка и его личному выбору. Ребенок выбирает уважать взрослого и следовать за ним, потому что это безопасно, комфортно, интересно.
???? При истинном авторитете родителя приятного в отношениях больше, и это помогает ребенку переносить даже то, что ему не сильно нравится (чистить зубы перед сном или ложиться спать, когда хочется сидеть в телефоне).
Нет формулы, которая на 100% поможет нам вырастить ребенка счастливым и гарантировать ему успешное будущее.
✅ Но, выбирая авторитетный подход к воспитанию ребенка, мы закладываем важный фундамент для развития его личности. Помогаем развивать самооценку, навыки самостоятельности, общения, умение понимать свои чувства, уверенность в себе.
С такой базой ребенку будет легче реализовать себя, найти свое место в жизни и получать от нее удовольствие.
Но давайте честно! Многих из нас растили по-другому.
Вместо обсуждения — «как я сказал, так и будет».
Вместо поддержки — «хватит ныть, тоже мне трагедия».
Вместо самостоятельности — «ничего без меня сделать не можешь»
И многим сложно перестроиться на другое отношение к своему ребенку, потому что эти фразы и модели поведения «вшиты» в их базовые настройки. Родители и хотели бы по-другому, но не знают как.
❗️ Дети слишком быстро растут, и от того, какие отношения мы выстроим сегодня, зависит их будущее.